• Регистрация
  • Вход
    Забыли пароль?

    Войти через:

Камень, ножницы, бумага как основа стратегического планирования

23.06.2012 | Борис Дерябин

StarCraft, как и любая другая стратегия в реальном времени, опирается на два важных умения: умение верно принимать решение и умение делать это быстро. Порой даже самая мелкая ошибка может привести к тому, что преимущество противника будет стремительно расти как снежный ком. Разобраться в правильности принятия решений вам поможет очень простая, но полезная теория

Каждый из вас наверняка когда-то играл в знаменитую игру камень-ножницы-бумага. Кто-то чтобы повеселиться с друзьями в школе, а кто-то чтобы доверить неприятный выбор судьбе. Причем в этом нет ничего постыдного: футболисты Баварии именно так определяют, кто из них будет бить штрафной.

Популярность игры не знает границ. Несмотря на видимую простоту, по ней проводятся чемпионаты мира с неплохими призовыми (десятки тысяч долларов), а в некоторых странах есть собственные национальные лиги.  В чем причина такой популярности? Ведь исход игры зачастую случаен! Ответ будоражит умы всех игроделов современности: идеальный баланс.

Давайте вернемся к StarCraft'y. Известный американский ученый Artosis в своих научных трудах изложил основы RTS в 3-х коротких тезисах, напоминающих законы роботехники от Азимова:

1. Если противник атакует - защищайся.
2. Если противник защищается - расширяйся.
3. Если противник расширяется - атакуй.

Под словом расширение (англ. expansion) подразумевается или занятие новых локаций (экономическое развитие), или улучшение войск (технологическое развитие), или и то, и другое.

Эти аксиомы легко представить в форме игры, о которой мы говорили в начале. Камень, крепкий фундамент, неприступная скала - представляет собой защиту. Ножницы, холодное оружие, символизирует атаку, а бумага, из которой делаются жизненно необходимые всем деньги, означает развитие (расширение).

Давайте теперь взглянем поближе.

Если противник атакует - защищайся

Что в наших терминах звучит как "ножницы против камня". Для всех очевидно, что если не удается отбиться от атаки, то поражение не за горами. С другой стороны, успешная защита может принести огромное преимущество (не зря камень бьет ножницы), поскольку дает право не только на ответную атаку (ножницы), но и на экспанд (бумагу). Поэтому крайне важно правильно и быстро оценить все ресурсы защиты. Отбиться от искушенного противника крайне тяжело, ведь он может использовать дропы, разводы, непрерывный прессинг по всем фронтам, что потребует от вас грамотно разделять войска, использовать средства стационарной защиты (фотонки, бункера), и контролировать передвижение войск противника (обсерверы, просветки, крип).  

В некоторых случаях срабатывает другой подход. Понятно, что доставать "бумагу" против "ножниц" - это самоубийство, а вот "ножницы" против "ножниц" вполне могут сработать. Размен базами спас ни одну безнадежную игру, особенно терранов, летающих по всей карте своими зданиями. 

Если противник защищается - расширяйся

"Бумага" всегда била "камень", поэтому против тех, кто любит долго сидеть на пятой точке, хорошо срабатывает занятие локации. Дело в том, что обороняющийся игрок тратит ресурсы на объекты стационарной защиты и разведку, а не на армию, что дает вам необходимое время для того, чтобы дополнительные базы оправдали затраты. Экономический перевес можно заменить на быстрые технологии, а если разрешают, то можно жадно ухватиться и за экономику, и за технологии. Современные зерги - большие любители "бумаги": при желании могут уже к 6 минуте занять 3 базы, если противник уходит в пассив.

Не имеет никакого смысла отвечать на камень ножницами, или таким же камнем. Хотя во многом принятие такого решения зависит от разведки и хитроумности противника. Терраны с легким сердцем продают бункера пачками и быстро выходят в атаку, а протоссы могут решить исход игры одним варпом с 7-8 спрятанных гейтов. 

Если противник расширяется - атакуй

По аналогии с предыдущим случаем, противник снова не вкладывается в войска, но вместо этого ставит базу. Идти в атаку в этом случае практически необходимо, ведь ресурсы, вложенные в экономику, не дают моментальной выгоды. В большинстве случаев шанс получить преимущество достаточно велик. 

Интересно, что более модно отвечать на бумагу такой же бумагой - риск быстро проиграть при этом снижается, хотя никакого преимущества такой вариант не дает. Особенно часто подобные вещи случаются в начале игры, когда войск для атаки быстрого экспанда противника недостаточно.

Примеры и уточнения

В играх самых сильнейших старкрафтеров планете часто бывает так, что даже при неправильном выборе одного из соперников игра не заканчивается. Взгляните, например, на то, как развивалась игра PuMa - DRG на последнем MLG Anaheim. 

  • Ранний roach warren от DRG
  • PuMa к приходу тараканов совсем не готов
  • Убили 2 десятка рабочих и оставили ни с чем? Ставь базу!

PuMa нагло начал игру против зерга, поставив командный центр на 15 лимите сразу на натурале. DRG решил ответить по теории и уже на 4:40 заказал здание для роучей. Никакой обороны к приходу первых тараканов у террана не было, в результате чего он получил сильнейший удар по экономике. Однако, PuMa отбился и принял единственно верное решение по нашей аксиоматике. Интуитивно он понял, что сейчас DRG уйдет в оборону и заказал ещё один командный центр (бумага против камня!). Игра, которая должна была вместиться в 10 минут, продолжалась вдвое дольше благодаря правильному решению корейского террана.

В большинстве случаев игроки высокого уровня позволяют себе играть нечестно: они достают одновременно по 2 предмета. В игре Alicia - DRG протосс показал, как нужно правильно использовать одновременно и камень, и бумагу. Отбивая непрерывные атаки зерга по всем фронтам с помощью фотонок, стенок и грамотного разделения войск, он постепенно раскачал 3 базы и вышел в технологии. Проигрыш Alicia в этой игре подтвердил лишь ещё одну аксиому: правильный выбор стратегии не обязательно приносит результат, если не хватает скилла. В данном случае DRG своими ножницами разрезал оборону протосса, хоть это и не совсем грамотно.

  • Мутку уже ждут на меине...
  • зерлингов принимают на натурале...
  • ...а стеночка и фотонки прикрывают 3-ю базу - идеальная защита!

А в игре MarineKing - Stephano для игроков вообще не было никаких ограничений. Сначала MKP спровоцировал соперника на классический all-in роучи-линги-бейлинги, а сам в это время выстроил стеночку и вышел в технологии. Француз также совместил несколько стратегий, поэтому вместе с атакой сам вышел в грейды и поставил 3 базу. А в конце Stephano продемонстрировал крепость своего камня, уничтожив в обороне шикарными микозами полсотни лимита врага. Несмотря на все, ему удалось победить, используя наши аксиомы, пусть и в более сложном варианте.

  • Пока зерг не в курсе, MKP выстраивает оборону
  • Провальная атака от зерга, блестящая оборона от террана
  • Провальная атака от террана, блестящая оборона от зерга

Эта заметка ни в коем случае не призвана объяснить все тонкости игры несколькими простыми правилами. Тем не менее, я считаю, что стратегическое планирование - слабейшее место в игре многих начинающих крафтеров, и данная статья может помочь им расставить правильные акценты в игре.

Идея статьи навеяна данным творением сайта quanticgaming.com 

StarCraft II

комментарии(19)
SkyAngel, 23 июня 2012, 09:11 спс))
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 10:28 "на натурале..."

Это первая, стартовая база теперь так называется?
А остальные как? Гомо? Би?

Откуда это пошло?
HEHABUCTb, 23 июня 2012, 11:13 уже фиг знает сколько времени она так называется
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 11:14 С чего так начали называть?
maybe?, 23 июня 2012, 11:45 да всегда так было, мейн , потом - натурал, потом - третья
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 11:49 А третья-то почему? о_О
Chordus, 23 июня 2012, 12:29 Может быть потому, что натурал - вторая? :P
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 12:31 Я же спрашивал про мэйн О_О
а почему вторая нычка натурал-то?

Здесь в ск вообще кто-то играет?
Hidracock, 23 июня 2012, 12:37 Только смотрят.
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 12:38 Не может быть.
Может потому и ответить некому, что все играют О_О

Хотя да. Хантер тоже о такой проблеме ск2 упоминал, что его куда больше смотрят, нежели играют.
HEHABUCTb, 23 июня 2012, 12:51 играю
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 12:54 Почему экспанд натуралом стали звать, откуда пошло, может ты в курсе?
Flytt, 23 июня 2012, 16:42 могу предположить, что "натурал" происходит от слова "естесственно", ведь занятие ближайшей минеральной базы - это естесственный ход для любой расы
ugryumyi skitalets, 23 июня 2012, 23:45 natural.
Т.е. это бургская придумка. Не думал об этом.
Спасибо за интересное мнение. Выглядит правдоподобно.
чйзр, 24 июня 2012, 00:39 Выше верный ответ, далеко бегать не надо - тут все бургское. Експанд это любая захваченная база помимо мейна, натурал это ближайшая к твоему респу.
Hidracock, 23 июня 2012, 11:22 Кстати, наши небольшие желтые друзья уже давно придумали такую штуку, как стратагемы. Мастхев для игрока ск2, который играет получая удовольствие от командования армиями, а не потому что так модно.
KojaniyOlen, 23 июня 2012, 12:44 гуд
cyclope, 23 июня 2012, 14:13 С тим-дигнитас статейки по ск2 планируешь переводить?
zzzloba, 23 июня 2012, 15:27 а чо там, есть что-то интересное? :)
И это не перевод кстати, а творческая переработка (happy)

добавить комментарий

Войти через

Комментарий

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Чат
Архив