• Регистрация
  • Вход
    Забыли пароль?

    Войти через:

StarCraft II - шахматы 21 века

27.07.2012 | Борис Дерябин

Многие века единственной стратегической игрой, объединившей все языки и народы, были шахматы. Темп жизни становился быстрее, стремительно совершенствовались технические возможности, и игры на деревянной доске постепенно уступили место компьютерам и ноутбукам. Однако, шахматы не умерли, они просто перешли в другую ипостась.

Ещё совсем недавно игровая сцена пестрела стратегиями на все вкусы и цвета: WarCraft, Command & Conquer, Age of Empires, Age of Mythology, Казаки, HOMM. Но, как и в случае с шахматами, в спортивной обойме остался только один классический представитель жанра - StarCraft II. Есть множество причин, по которым это произошло, однако мне хотелось бы остановиться на самой важной: StarCraft является главным приемником мудрейшей стратегической игры на планете, сумевшим сохранить в современной игровой модели главные принципы шахмат. 

Как и в любой стратегической игре, реальной или виртуальной, в StarCraft'e очень важно умение думать и действовать в нескольких местах одновременно. Сколько раз мы видели игры, в которых терран за счет разводов дропами и одновременной атакой в лоб заставлял противника капитулировать. Напряжение, которое испытывает игрок в этот момент, сравнимо с тем, которое испытывает шахматист, когда пытается держать в голове все возможные ходы по всей доске в миттельшпиль. Да, скорость игры сильно отличается, но скорость мышления достигает максимума и в неспешной на вид шахматной партии, и в сверхагрессивной макро-игре в StarCraft II.

Ученые после выхода второй части игры обратили внимание на то, что она задействует многие навыки, исключительно важные в реальной жизни и очень близкие к тем, что воспитывали в советских детях шахматы: внимание, усидчивость, анализ позиции (ситуации), стратегическое мышление и даже способность к творчеству (советую прочитать статью в  Scientific American). Один из ученых университета в Ванкувере, Марк Блэр, некоторое время назад запустил проект SkillCraft, в ходе которого на примере игроков в StarCraft II изучаются умения концентрировать внимание, движения, посекундное принятие решений, а в конечном счете - возможности человеческого мозга. К слову, похожими исследованиями с лучшими шахматистами занимались ещё в Советском Союзе (особенно страдал Карпов, трехкратный чемпион мира).

Особенная близость к шахматной игре в StarCraft'e ощущается, если партнеры постоянно делают разведку. Ведь ходы противника в шахматах всегда видны, а анализ чужих возможностей и ходов составляет немалую часть времени на обдумывание ходов. Именно от знания (и понимания) планов противника зависит эффективность выбранного алгоритма развития. Тяжело пришлось бы шахматистам, если бы одна часть доски была покрыта для них туманом войны, в котором противник вел планомерное строительство ферзей с грейдами на атаку.

Ещё одно важное различие - в StarCraft'e ни у одной из сторон нет преимущества первого хода, нет белых и черных. Однако даже при этом уравнивающем факторе возникают вопросы с балансом из-за наличия нескольких рас. Хотя принципиально стратегических основ древней игры наличие рас не меняет: позиция в центре карты (доски) дает преимущество всем расам, фланговая игра рискована без прочной обороны базы, имеющий преимущество обязан атаковать и тд.

Интересно, что, как и в шахматах, в StarCraft'e сложился определенный набор дебютов (билд-ордеров) и, как и в шахматах, изучению этой стадии игры уделяют незаслуженно больше времени при подготовке. Типичным примером миттельшпиля в StarCraft II является пассивное сидение в TvT на своей половине карты с кучей разложенных танков, а на роль классического эндшпиля идеально подходит размен базами: вопрос о том, кто быстрее пропихнет свою пешку в ферзи, трансформируется в вопрос о том, кто быстрее найдет все здания противника.

Классический гамбит в исполнении Nestea: зерг слил лимит и отдал базу на золоте, чтобы вскоре прорвать оборону террана ультралисками

Нельзя не отметить, что важную роль в "шахматах 21 века" играет умение управлять юнитами. Хороший микро-контроль является залогом безопасности в начале игры и зачастую решает исход решающей битвы 200 на 200 лимита. В шахматах необязательно много кликать конем, чтобы он съел нужную пешку и при этом не свалился с доски.

При всей своей простоте и наличии большого числа условностей, шахматам удалось включить в себя колоссальное разнообразие, красоту исполнения и простор для творчества, полета мысли. В игре слишком много условностей, но тоже самое можно сказать и про StarCraft. Разве реальная кавалерия передвигается только буквой "Г", а оружие землян всегда попадает в цель? StarCraft - именно та игра, в которой удалось соблюсти тот же шахматный паритет между разнообразием игрового процесса и простыми правилами.  Именно за счет этого SC:BW жил турнирной жизнью 12 лет и частями жив до сих пор. Все вышедшие одновременно с ним игры либо забыты, либо представляют музейную ценность. Blizzard удалось сохранить стратегическую глубину, увеличив в угоду времени скорость игрового процесса. Все гениальное - просто. А иногда и вовсе, уже придумано тысячу лет назад, достаточно лишь адаптировать.

Надеюсь, что эта статья понравится не только любителям StarCarft II, но и тем, кто до сих пор не прочь погонять деревянные фигурки по черно-белой доске.

StarCraft II

комментарии(25)
and, 26 июля 2012, 20:45 Хорошая статья!
МорковныйТролль, 26 июля 2012, 21:02 ск2 рулед
ugryumyi skitalets, 26 июля 2012, 22:31 в ск2 ещё играют?
Всем Лига Легенд!
Георгий Ядвидчук, 27 июля 2012, 00:32 даже я в него начал играть
Маратя, 27 июля 2012, 01:39 предал лол. ты прощен всеми в чатике :yeaah:
PESzaAlbanian, 27 июля 2012, 13:24 ну все пух, хочу быть твоим другом
Маратя, 27 июля 2012, 20:41 хахаах
Nyashka, 27 июля 2012, 01:49 хороший материал
Артём Ясмаков, 27 июля 2012, 03:05 Чушь собачья. Это две разные игры, как их можно сравнивать?
findless, 27 июля 2012, 03:39 Чуваки, вас припеарел жужейм :)
pohmel2H, 27 июля 2012, 07:34 В статье ошибка. Нет такого слова "миттешпиль". Правильное написание - "миттельшпиль" от немецкого. В принципе ничего страшного, но как шахматисту с разрядом сразу же бросается в глаза. А так вполне неплохая статья, читать можно. =)
sssuperdnOw, 27 июля 2012, 14:00 + я тоже заметил
Георгий Ядвидчук, 27 июля 2012, 14:19 Исправил. Спасибо, что заметили.
p2p is proplay 2 proplay, 27 июля 2012, 10:49 1. e4
PhonkX, 27 июля 2012, 14:29 1... е5
p2p is proplay 2 proplay, 27 июля 2012, 15:46 2. kf3
ugryumyi skitalets, 27 июля 2012, 17:33 причём тут он?
p2p is proplay 2 proplay, 27 июля 2012, 21:40 перепутал ру/англ нотацию
офк это 2. nf3
PESzaAlbanian, 27 июля 2012, 13:19 кто еще кроме няшки злобки мог такое написать
АЛЕГ, 27 июля 2012, 14:05 Какое соотношение между значением механического скилла и стратегического? Сам в ск2 не играю, просто интересно.
PESzaAlbanian, 27 июля 2012, 18:08 прямо-пропорцеональное
dRemius 4ever SK, 31 июля 2012, 01:05 пропорцИональное ;)
АЛЕГ, 31 июля 2012, 11:33 Вопрос не в том, как они зависят друг от друга, а какое значение имеют для победы. Проще говоря, может ли задрот с суперскиллом переиграть умника с крутыми стратами?
МорковныйТролль, 27 июля 2012, 19:27 согласен, но только наполовину
Hidracock, 28 июля 2012, 16:50 Отличная статья, спасибо.

добавить комментарий

Войти через

Комментарий

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Чат
Архив